Правила приемки

10.11.2014

Большинство дольщиков безответственно подходят к процессу приемки квартиры – начиная с процесса оформления, заканчивая тем, что консультируются с юристами уже после того, как какое-то событие свершилось и собрать доказательства уже затруднительно.

Итак, идеальная передача квартиры выглядит следующим образом: 1. дольщик получил почтой письменное уведомление о том, что получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и его квартира готова к передаче; 2. если в этом уведомлении срок не указан – значит, дольщик должен попасть в квартиру для осуществления приемки в течение 7-10 дней с момента получения уведомления; 3. если в уведомлении указан срок начала передачи – значит дольщик должен попасть в квартиру для приемки в течение 7-10 дней с момента наступления указанного срока. Это означает, что он должен созвониться с застройщиком и ему должны назначить встречу на объекте долевого строительства в пределах 7-10 дней с даты получения (с даты начала приемки в уведомлении); 4. Дольщик попадает в квартиру в течение 7-10 дней, не видит никаких недостатков (отклонений от СНиП, Гост, и иных норм); 5. Дольщик подписывает акт приема-передачи законченного строительством объекта.

К сожалению, так бывает не всегда, первые проблемы начинаются на этапе получения уведомления и еще до приемки.

I. После получения уведомления дольщик не может записаться на приемку.

Казалось бы, что страшного, ну заняты менеджеры, ну не записывают меня уже месяц, я же позвонил и они сами тянут - значит все нормально. Однако, если в течение 7-10 дней после получения уведомления о готовности (или с даты указанной в уведомлении) дольщик не попал в квартиру для осуществления приема-передачи, то в соответствии с Законом считается, что участник долевого строительства злоупотребляет правом – специально тянет и хочет побольше насчитать неустойку и нехорошо обойтись с бедным застройщиком. Вся проблема в том, что у застройщика есть письменное доказательство уведомления о готовности, а звонки дольщика потом никуда не пришить, и получается - время ожидания обратного звонка от застройщика идет, дольщик считает, что по вине застройщика начисляется неустойка за просрочку сдачи дома и когда приходит в суд сильно удивляется, когда юристы говорят: «мы дольщика позвали, но почему он не пришел сразу мы не знаем, скорее всего он потребительский экстремист, считаем что во взыскании неустойки ему следует отказать».

Что нужно делать в этой ситуации – если в вышеуказанный срок вас не записали и вы фактически не попали в квартиру, нужно письменно фиксировать данное обстоятельство: направить телеграмму, где попросить письменно повторно известить вас о конкретной дате и времени вашего прибытия на объект, написать письмо (претензию застройщику) с уведомлением о вручении.

II. Вторая группа сложностей возникает уже в процессе приемки, и вот какие правила нужно соблюдать если вы все же попали в квартиру и обнаружили недостатки:

  1. Удостовериться в том, что оформление недостатков производит уполномоченный представитель застройщика. Представитель Управляющей компании, подрядчика или иных лиц не имеет права оформлять акт о несоответствии. Необходимо ознакомится с доверенностью выданной застройщиком на это физическое лицо, сфотографировать себе ее копию. Отсутствие подписи надлежащим образом уполномоченного представителя впоследствии сделает невозможным предоставление этого акта в суд. Если вы не сможете письменным документом подтвердить факт наличия на момент передачи недостатков – значит вы злоупотребляли правом и необоснованно уклонялись от принятия квартиры.
  2. Только оригинал, никаких копий. Любая бумага оформляется застройщиком в двух экземплярах, один из которых после подписания работником застройщика (ФИО, должность, подпись, дата) передается вам. Обратите внимание! Копии не будут иметь силы в суде.
  3. Максимально подробный перечень. Стиль написания должен выглядеть так: кухня – 1) отсутствуют обои, 2) наличник отходит от коробки на 2 см., 3) ламинат прогибается на 2 см. (зыбкий пол); ванная комната – 1) провода торчат из стены, 2) кафель отколот, 3) не работает кран; лоджия – 1), 2), 3); и т.п. Количество листов акта не ограничено.
  4. Каждая отдельная дата фиксации недостатков – отдельный акт. Пришли повторно и увидели, что строители не все устранили – составляете новый акт, и так вплоть до полного устранения.
  5. Если застройщик не устраняет недостатки или долго это делает (месяц и больше) – ваш путь лежит к юристам, т.к. в каждой отдельной ситуации нужно выбирать способ защиты права индивидуально и совмещать это исковое требование с другими исковыми требованиями (неустойка, моральный вред, убытки, переплата).
  6. Никогда не помешает видео фиксация процесса приемки. Для того чтобы было понятно, что это видео снято именно в вашей квартире и именно в этот день: упомяните с представителем застройщика текущую дату, уточните какого числа вам следует повторно придти после устранения, снимите вид из окна, вид с площадки при входе в квартиру. Видео должно быть снято одним файлом и не обязательно демонстративно делать «репортаж» и совать камеру в лицо представителю – достаточно повесить телефон на шею и записать весь процесс приемки естественным путем.

И помните - после драки кулаками не машут, обращайтесь за советом до или во время события. К нам часто приходят люди, с уже подписанным актом приема-передачи, которому предшествовало многомесячное ожидание уведомления от застройщика, а потом ожидание устранения недостатков (бывает есть копии актов о несоответствии и даже фотографии) и нам часто приходится им отказывать в ведении их судебного дела по причине отсутствия доказательств. Мы видим, что дольщики правы, но сделать для них ничего не можем т.к. допустимые доказательства отсутствуют, а собрать новые уже не получиться по причине пропуска срока (слишком поздно обратились).